Экстер, александра александровна


  • Александра Александровна Экстер
  • Александра Экстер картины
  • Экстер Александра Александровна
  • Александра Экстер (1882-1949)
  • Биография Александры Экстер
  • Александра Экстер
  • Александра Александровна Экстер

    Мане А. Экстер урожденная Григорович родилась в чиновничьей семье. В г. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства. Экстер уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии «Ла Гранд-Шомьер».

    В Париже она познакомилась с представителями современного французского искусства — Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами. В гг. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими «левыми» художниками.

    Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи «Античный пейзаж», «Город ночью», «Натюрморт с яйцами», все х.

    Увлекшись футуризмом и кубизмом, она начала создавать самостоятельные композиции, нередко используя метод коллажа. Декоративизм живописных произведений художницы особенно ощутим в беспредметных композициях. Экстер примкнула в Москве к группе К.

    В это же время она проявила интерес к прикладным искусствам, использовав кубистические формы для создания бытовых вещей. Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы «Фамира Кифаред» И.

    Анненского , «Саломеи» О. Уайльда , «Ромео и Джульетты» У. Шекспира Костюмы и декорации Экстер особенно впечатляли своей трехмерностью, подчеркнутым пластицизмом и звучностью цвета. В послереволюционные годы Экстер занималась преподаванием: в г. В 22 гг. В числе ее учеников были А. Тышлер, И. Нивинский, И. Рабинович и др. В х гг. По эскизам Экстер были выполнены причудливые костюмы для кинофильма «Аэлита» Я. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой экрана.

    После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль. В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в г.

    За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б. Нижинской, Э. Крюгер и др. Деже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также давала частные уроки. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках.

    В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг. Город ночью.

    Александра Экстер картины

    Во время своего пребывания в Париже в годах она обогатилась опытом кубизма и очень рано начала внедрять в собственном творчестве принципы футуристической динамики. Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди собратьев-« беспредметников » осенью года именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве, и то в отношении к ее картинам , позднее, в годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом.

    Увлеченная в первый парижский период своего творчества гг. Имя Экстер также неразрывно связано с театром — оформление сценических постановок существенно расширяло возможности для расцвета таланта художницы. Экстер глубоко переживала драматические события, ставшие следствием гражданской войны, вызванные ею человеческие страдания и материальные бедствия. Начиная с года она предпринимала попытки покинуть Россию. В июне года ей наконец удалось выехать из Советского Союза под предлогом показа своих произведений на Венецианском биеннале.

    После краткого пребывания в Италии в конце того же года она оказалась в Париже, где и прожила всю оставшуюся жизнь художница скончалась в году. В двадцатые и тридцатые годы ее деятельность была весьма разнообразной : она занималась « пуристской » живописью, сценографией, преподавала, создавала авторские рукописные книги, предметы прикладного творчества высочайшего уровня — все это самым блестящим образом свидетельствует о ее таланте, увы, так и не получившем должной оценки и в наши дни.

    То же можно сказать и о ее абстрактных картинах, вся мощь которых до сих пор остается недооцененной. Так, на недавней « конструктивистской » выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены « вне каталога » рядом с произведениями Родченко и Поповой — художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не « постмодернистским » классификациям.

    Даже новое « открытие » русского конструктивизма в последней трети ХХ века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России. Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус « беженки ». А ведь в е годы ее живопись была очень заметна в среде авангардистов, в том числе и российских. Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала « третейским судьей » в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки « 0,10 » декабрь года — которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой.

    Еще одним препятствием к изучению ее « чистого » живописного творчества стала утрата большой части ее картин, которые в году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская.

    В Киеве она безусловно играла главенствующую роль. После возвращения в Париж в году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. К тому времени интерес к абстрактному искусству в Европе угас, но художница продолжала творить, и весьма удачно, в области сценического оформления спектаклей.

    Однако, начиная с х годов она болезненно ощущала сокращение возможностей развития модернистских направлений в искусстве. К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь. Профессиональные контакты утрачивались, и в конце х годов ей пришлось поселиться в скромном доме в парижском пригороде Фонтене-о-Роз. Незадолго до смерти она завещала мастерскую и архив русскому другу Семену Лиссиму, эмигрировавшему в США.

    В е годы началась многолетняя работа по увековечиванию памяти о художнице, продолжающаяся и в наши дни. Таким образом еще только предстоит определить и закрепить за Экстер то место на художественном небосклоне ХХ века, которое по праву принадлежит ее творчеству. Ее детство и юность прошли в Киеве — городе, открытом для контактов с Западом, культурном центре, имевшем тесные связи с Краковом и Дрезденом, Мюнхеном, Веной и Парижем.

    Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции в соревновании с Петербургом и Парижем , Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство.

    Новости с Запада доходили до него так же быстро, как и до Москвы, но воспринимались более естественно, без оглядки на возможную конкуренцию, так заботившую москвичей.

    Космополитичность Киева в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции. Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами.

    После учебы в местном художественном училище молодая девушка, очарование и талант которой способствовали продвижению по социальной лестнице, мечтала об одном: продолжить образование в Париже. Еще до отъезда во Францию у нее появились контакты с авангардистами в Киеве и Санкт-Петербурге.

    Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом открыли ей двери в так называемое « хорошее общество ». Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией Верлен, Рембо. В начале своего творческого пути Экстер была близка к кругу символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии , годы.

    Вопреки предвзятому мнению о модернистах сверхосторожного и ограниченного с исторической точки зрения искусствоведения, художники этого направления хорошо знали и высоко ценили многие аспекты искусства древности. Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного « построения ». Ardengo Soffici Приехав в году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала « академии » Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе « Ла Гранд Шомьер ».

    В году она сняла мастерскую, расположенную в доме номер 10 по улице Буассонад, в самом центре модного квартала Монпарнас. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Экстер была вхожа в парижский салон Елизаветы Эпштейн, русской ученицы Матисса и подруги Кандинского и Делоне, часто бывала у Сержа Фера Сергея Ястребова , знакомого ей еще по Киеву мецената, спонсировавшего журнал Парижские вечера, руководство которым он поручил Аполлинеру гг.

    Дружба с Робером и Соней Делоне раскрыла перед Александрой Экстер новые художественные и социальные горизонты — благодаря им она познакомилась с искусствоведом и коллекционером кубизма Вильгельмом Уде и берлинским галеристом Гервартом Вальденом, ярым сторонником супругов Делоне и самой смелой новой европейской живописи. Благодаря этим связям она встретилась с художником-футуристом и искусствоведом Арденго Соффичи — в период Парижских вечеров между ними возникла бурная, но непродолжительная связь, которую Соффичи весьма романтично и даже несколько фривольно описал в своих мемуарах, откуда она попала в мифические рассказы не очень компетентных критиков.

    В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и футуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от « правоверного » кубизма. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма — Экстер привозила все парижские новинки публикации, фотографии и даже оригиналы работ и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка « Звено » и « Кольцо » в г.

    В отличие от непримиримой Москвы или провинциальной Одессы, Киев в то время мог гордиться атмосферой подлинно европейской столицы. Ivan Aksionov, Picasso et les alentours В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке « Золотое сечение » осень г. Она посещала мастерские Бранкуши и Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу Ивану Аксенову, автору замечательной книги Пикассо и окрестности, посвященной кубизму.

    Написанная в , она была опубликована в Москве в году с обложкой работы Экстер. Это эстетическое эссе, забытое на несколько десятилетий, стало в свое время не только одним из первых критических текстов, посвященных кубизму, но и первой книгой, в названии которой фигурировало имя Пикассо. TПродолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского « Союза молодежи » и московского « Бубнового валета », с года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами.

    Она настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации « русской секции » на Салоне Независимых. Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее « Der Sturm ».

    Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в « Первой международной футуристической выставке », организованной галереей Спровьери в Риме. Вернувшись в Киев, в году художница открыла собственную студию, и тут раскрылся ее недюжинный талант преподавателя. В течение двух лет ее мастерская была подлинным центром авангарда в городе — ее посещали писатели и поэты, музыканты, танцоры, там устраивались различные лекции. Среди гостей и учеников упомянем Лисицкого, Рабиновича, Илью Эренбурга, его жену Веру Козинцеву, ученицу Экстер, и ее брата, будущего кинорежиссера Григория Козинцева, польского композитора Кароля Шимановского.

    Балерина Бронислава Нижинская предоставила художнице возможность оформлять спектакли, которые она ставила в Киеве и других городах. Спасаясь от гражданской войны, в году Экстер покинула Киев и уехала на несколько месяцев в Одессу, где надеялась, по примеру друзей в частности, Давыдовой , сесть на один из кораблей, отправлявшихся за границу.

    К сожалению, это ей не удалось. В году умер муж художницы, затем в Одессе скончалась ее мать. Спор из-за наследства, инициированный бывшим свекром, лишил Экстер большей части ее живописных работ, оставшихся в киевском доме.

    Многие из них позднее были уничтожены в горниле гражданской войны. По возвращении в Москву в конце года она сразу же включилась в новые художественные объединения и социальные группы, находившиеся в то время преимущественно под влиянием конструктивистского крыла авангарда. Абстрактная пластика подошла к концептуальному рубежу, который молодой искусствовед Николай Тарабукин вскоре назовет « концом живописной практики » и « самоубийством художника » см.

    В это время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподает в московских « свободных мастерских » Вхутемас , а также работает для ателье моды Ламановой и в кинематографе эскизы костюмов для экранизации фантастической повести Аэлита. Режиссер Протазанов снял Аэлиту в году и представил ее публике в начале года.

    Этот фильм по праву считается одним из самых смелых и новаторских с художественной точки зрения. В году Александра Экстер также поучаствовала в декоративном оформлении первой « Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки », а также сделала эскизы парадной формы для создаваемой в те годы Красной Армии. Сценическое оформление спектаклей « Фамира Кифаред » г. Последняя пьеса так понравилась артистической Москве, что стала в общественном мнении более значимым событием, нежели те, что происходили в это же время в стране: победа большевистской фракции в Думе, исторические последствия которой в октябрьские дни года еще было трудно предугадать.

    Экстер привнесла в московскую культурную жизнь свежесть перемен, в том числе благодаря знакомству с новейшими сценографическими тенденциями, утвердившимися в Париже в годах, и « Русским сезонам » Дягилева оформительская работа Бакста , а также революционному исполнению Вацлава Нижинского в « Полуденном отдыхе фавна ».

    Она продолжила эти новаторства. Ее радикальным нововведением стала замена традиционных стационарных декоративных панелей игрой света с четкой и в то же время динамичной пространственной логикой.

    В октябре года строгое световое оформление « Саломеи » ознаменовало рождение театрального конструктивизма — эта постановка стала настоящим триумфом. Экстер дематериализовала декорации и беспредметным абстрактным образом дополнила драматическую суровость монументальных конструкций Гордона Крейга. В своих размышлениях о новой постановке Александр Таиров подчеркивал революционный вклад Экстер в оформление спектакля, которое эволюционировало не фронтальным способом в перспективе , а строилось попланово — по вертикали.

    Постановка Ромео и Джульетты в году стала самым впечатляющим, самым барочным претворением в жизнь этого принципа вертикального построения сценического оформления. Осень года в Москве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место в экспозиции ежегодного салона объединения « Бубновый валет », недолгим председателем которого был в то время Казимир Малевич.

    Два зала выставки были целиком посвящены творчеству Экстер. Она представила девяносто две работы, включавшие преимущественно проекты театральных костюмов, а также несколько абстрактных и кубофутуристских полотен, получивших высочайшую оценку, что позволило некоторым критикам с уверенностью назвать ее участие первой персональной выставкой художницы. Искусствоведы Тугендхольд и Эфрос особо подчеркивали ослепительно яркий колорит, присущий работам Экстер, их « повествовательная » живость привлекала публику больше, нежели монашеская строгость супрематизма Малевича.

    Так, весной года она была одним из экспонентов радикальной авангардистской выставки « Трамвай V », организованной Малевичем и представленной в Санкт-Петербурге в самый разгар войны.

    Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, в том числе несколько « городских пейзажей » — футуристическое видение « Флоренция » сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве , « Синтетическое изображение города » и « Парижские бульвары вечером » также хранится в ГТГ.

    Последнее полотно представляет собой одно из футуристских произведений, наиболее близких « орфическому » направлению, названному так Аполлинером и разработанному в Париже Пикабиа и Купкой. Подобно Джакомо Балла, в своих живописных планах Экстер направляет энергию центробежного движения к предельному энергетическому накалу, и это кинетическое состояние завершается преодолением любой иллюстративной ссылки на формы.

    Таким образом, художница самостоятельно подошла к идее абстракции. После этой выставки у Экстер сложились особые отношения с Малевичем, который летом приглашал ее в свою московскую мастерскую, где вдали от посторонних глаз рождались первые супрематические полотна.

    Их дискуссии о кубизме, вероятно, побудили Малевича окончательно концептуализировать свое видение нового беспредметного творчества — супрематизма. Именно поэтому Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактных картины Малевича за несколько недель до открытия в Петрограде в декабре года подлинно революционной выставки « 0,10 ».

    Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма. Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся в Москве 6 ноября года. Мероприятие, названное « Выставка современного декоративного искусства », проходило в помещениях галереи Лемерсье.

    Это событие состоялось благодаря энергии и связям Экстер в модернистских кругах, а также финансовой поддержке ее близкой киевской подруги, художницы Натальи Давыдовой — меценатки, уже давно увлеченной продвижением декоративно-прикладного народного творчества. Экстер реализовала в Москве идею, родившуюся в Париже, где весной года предполагалось организовать аналогичное мероприятие, позволяющее показать практические возможности новой кубофутуристской пластики.

    Соня Делоне, Балла и английские вортицисты уже сделали важные шаги в этом направлении. Война помешала осуществлению этого проекта во Франции, и прошло целых десять лет, прежде чем в году распахнула свои двери Международная выставка современных и промышленных искусств. Экстер к тому времени уже вернулась в Париж и участвовала в этом событии в качестве одного из представителей масштабной российской секции. Dynamique de couleurs И в Париже, и в Киеве Экстер шла собственной дорогой в искусстве.

    Экстер Александра Александровна

    Александра Экстер (1882-1949)

    Анненского«Саломеи» О. Уайльда«Ромео и Джульетты» У. Шекспира Костюмы и декорации Экстер особенно впечатляли своей трехмерностью, подчеркнутым пластицизмом и звучностью цвета. В послереволюционные годы Экстер занималась преподаванием: в г.

    В 22 гг. В числе ее учеников были А. Тышлер, И. Нивинский, И. Рабинович и др. В х гг. По эскизам Экстер были выполнены причудливые костюмы для кинофильма «Аэлита» Я. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой экрана. После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств.

    Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль. В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в г.

    Биография Александры Экстер

    За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б.

    Нижинской, Э. Крюгер и др. Деже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также давала частные уроки. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг. Ольги в г. Начала вольнослушательницей заниматься в Киевском художественном училище Начала вольнослушательницей заниматься в Киевском художественном училище.

    Еврейские женщины / Jewish women

    Вскоре вышла замуж за адвоката Н. Экстера и в своем доме устроила салон-мастерскую, впоследствии ставшую центром авангардного киевского искусства.

    Поехала в Париж Поехала в Париж, где училась в частной академии «Ла Гранд-Шомьер», лично познакомилась и общалась с представителями современного французского искусства Браком, Пикассо, Леже, супругами Делоне, а также с итальянскими футуристами.

    Александра Экстер

    Позже посещала мастерскую А. Осуществляла контакты между европейским и левыми отечественными творцами Осуществляла контакты между европейским и левыми отечественными творцами, живя попеременно в Киеве, Петербурге, Москве, посещая Париж и путешествуя по Европе. Выставляла работы в Салоне Издебского Одессав последующих два года экспонировалась с разными группировками — «Венок-Стефанос», «Треугольник» Петербург. Вступила в следующем году в объединение «Бубновый валет» и участвовала в его показах.

    Стала членом «Союза молодежи» Стала членом «Союза молодежи», участвовала в парижском Салоне Независимых, в Интернациональной свободной футуристической выставке.

    В Киеве организовала показ авангардистов «Кольцо». Вышли книги «Молоко кобылиц» Херсон и «Волчье солнце» Б. Лившиц, Москва с иллюстрациями Экстер. Экспонировалась на радикальной выставке «Трамвай В» Экспонировалась на радикальной выставке «Трамвай В» 14 масштабных кубофутуристских работ, в т. Примкнула к группе Малевича — совместно с ним и при участии Л. Поповой, О.


    Александра Александровна Экстер (Exter) картины великих художников



    Другие теги: женщин делать средней создать молока ноутбука майнкрафт души вязание точки

    4 Комментарии к “Экстер, александра александровна

    1. Ответить
      Bajind - 28.10.2021

      блин ржачно пипец )))

    2. Ответить
      Grogar - 03.11.2021

      Я конечно, прошу прощения, но это мне не совсем подходит. Может, есть ещё варианты?

    3. Ответить
      Mikadal - 03.11.2021

      Я извиняюсь, но, по-моему, Вы допускаете ошибку. Давайте обсудим. Пишите мне в PM, поговорим.

    4. Ответить
      Mikalar - 06.11.2021

      А есть другой выход?

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Posts navigation

    1 2
    Scroll to top