Трудно быть богом 1989


  • Hard to Be a God
  • Борис и Аркадий Стругацкие «Трудно быть богом»
  • Румата против Рэбы: тайная история «Трудно быть богом»
  • Трудно быть богом фильм (2013)
  • Трудно быть Богом
  • Hard to Be a God

    Поделиться Игорь Петровский В начале года на экраны страны вышел фильм Алексея Германа по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом». Книга поднимает непростой вопрос об обратном воплощении, о том, как бы чувствовал себя человек, оказавшись на месте мудрого и милосердного Бога, хватило бы ему терпения и любви? Ведь как правило, мы мало задумываемся о том, как Богу живется с нами, что стоило вывести нас на должный нравственный и социальный уровень.

    Даже в тяжелой жизненной ситуации человеку более свойственно предъявлять Богу претензии, обвинять Его в том или ином несчастье. Мы даже придумали целую богословскую науку, которую назвали «теодицеей», то есть богооправданием, где, используя нравственные и житейские аргументы, пытаемся оправдать Бога перед лицом человеческого горя. Впервые эта тема появляется в библейской книге Иова, где главный герой, ветхозаветный праведник Иов, после тяжелейших жизненных испытаний, выпавших на его долю, слышит от своих друзей слова о том, что Ему нужно проклясть Небо, так как с таким несправедливым Богом жить тяжело.

    И впервые, книга Иова обращается к своему читателю с вопросом, что мы знаем о судьбах Божиих и устройстве этого мира, о том, как все устроено, для того, чтобы судиться с Творцом? Стругацкие же предприняли попытку посмотреть на привычные нам вещи с другой метафизической стороны. Нечто подобное проделывал и Клайв Стейплз Льюис в своих «Письмах Баламута», где опытный бес дает инструктаж по соблазнению людей, через что писатель показывает тончайшие духовные ошибки.

    Если можно так выразиться, «раскаивающегося Бога». Эта тема не раз встречается в Ветхом Завете. Уже в шестой главе книги Бытия читаем: «раскаялся Господь, что создал человека на земле и воскорбел в сердце своем» Быт. Эта же тема повторяется в книге Царств, при описании царя Саула: «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» 1 Цар.

    Даже в Евангелии можно встретить слова Спасителя о том, что по человеческой Своей природе Ему не так уж и просто с людьми. Помните в Евангелии от Матфея, когда ученики не смогли исцелить бесноватого, Господь произносит страшенные слова: «О, род неверный и развращенный!

    Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? В своем толковании на это место святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда же говорит: «доколе буду с вами», показывает опять, что для Него смерть вожделенна и переселение отсюда составляет предмет желания, и что Ему не распинаться тяжело, а жить с ними». Ужасные слова, тяжелые, слова, о которых мы мало задумываемся, но о которых задумались Стругацкие.

    Повесть Стругацких, пожалуй, первая в мировой литературе попытка поразмыслить о том, каких усилий и терпения стоило Богу нравственное воспитание людей, приведение их к достойному уровню цивилизованной, культурной жизни. А чтобы тема лучше воспринималась читателем, Стругацкие ставят на место Бога ученого. Действие книги происходит на далекой планете, в государстве Арканар, куда с земли пребывает главный герой дон Румата. Арканар пока еще очень отсталая планета, переживающая смутные и мрачные времена.

    Власть захватили люди, преследующие мало-мальски умных людей и всех, кто способен на нравственное чувство. Лесть, интриги, жестокость — основные характеристики жителей. Цель же экспедиции землян - наблюдать за аборигенами и ждать, пока они повернутся в сторону гуманизма, гигиены и морали.

    Основное требование — ни во что не вмешиваться. Поэтому благородный дон Румата вынужден пассивно наблюдать за развратом и кровавой вакханалией, в которой погибают люди, достойные иной жизни. Герой повествования осознает, насколько трудная роль у бога — терпеть, прощать и любить людей, которые пока еще безнравственные и отсталые. Конечно, у Стругацких была амбициозная задача - показать человека в роли бога.

    Но смысл в том, что в произведении нет никаких богов, ни одного. Все одинаковы. Потому что более развитые технологии и огромный багаж знаний не делают даже дона Румату творцом. Ему временами становится трудно оставаться человеком, а не то, что быть богом.

    Убивают возлюбленную дона Руматы, и его терпению приходит конец. Он срывается и идет мстить, рубя по дороге всех подряд. Получается, что благородный дон Румата такой же примат в душе, как и остальные жители Арканара. И никакой научно-технический прогресс, и светлое будущее не способны его нравственно изменить. Все это делает фильм Германа чем-то очень безнадежным для будущего, но очень ценным для понимания настоящего. И, конечно же, при вдумчивом чтении в произведении видна параллель с евангельским Христом.

    Однако дон Румата абсолютный антипод Христа. Разочаровавшись в людях, дон Румата улетает домой, на землю. Христос же, столкнувшись со злом во много раз превосходящим то, что выпало на долю Руматы, восходит на Крест. Он не отверг человечество, Он отдал Себя до предельного истощения ради его исправления и спасения. Потому что Он подлинный Бог, любящий Своих детей даже в самой грязной и неблагодарной обстановке.

    Вот в чем смысл названия фильма и одноименной книги. Быть Богом действительно трудно. Потому что Он должен не только ждать, терпеть и наблюдать, но действовать, верить и отдавать Себя за жизнь мира. Человеку это не возможно, Богу же возможно всё Алексей Юрьевич Герман снимал свой последний в жизни фильм как своеобразное напоминание о том, из какой «тени смертной извёл нас Господь» Пс.

    Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!

    Борис и Аркадий Стругацкие «Трудно быть богом»

    Только развитие у них намного ниже чем у землян, которые непрерывно наблюдают за этой планетой и ее жителями. Некоторые представители земной цивилизации находятся среди гуманоидов, маскируются под аборигенов и участвуют в общественной жизни — это сотрудники института по экспериментальной истории. Они наблюдают, как развивается цивилизация и не могут вмешиваться в процессы, происходящие на планете, тем более призывать к неповиновению и кровопролитию. Между тем наблюдатели прекрасно подготовлены, физически и интеллектуально они превосходят инопланетян, у них широкие возможности, но ограниченные права.

    Государство, в котором они находятся, называется Арканар, и оно должно развиваться без внешнего вмешательства. Таковы правила. Единственное, что позволено агентам с Земли, так это незаметное уведение общества от тех ошибок, которые когда-то совершил земляне. Теперь же, в XXII веке, они научились жить без убийств и для них кровопролитие морально недопустимо.

    В Арканарском государстве правит король. За жизнью в государстве наблюдает землянин по имени Антон, на планете же он — дон Румат Эсторский, дворянин. То, что происходит в государстве повергает его в ужас. Верхушка жирует, народ нищенствует. Мало того, на грамотных, умных людей идет охота — они уничтожаются, вешаются, убиваются серой армией. Руководит всем этим процессом жестокий и малограмотный человек с большой жаждой власти по имени дон Рэба. Ему удалось буквально по трупам добраться до министерского кресла, и теперь он творит бесчинства с народом Арканары.

    За три года, что он стоит у власти и буквально руководит королем, уничтожены практически все светлые умы планеты. Лишь некоторых Антону удается переправить за границу Арканары, многие же сломлены или убиты. Однажды Антон встречается с наблюдателем Александром Васильевичем, который уже много лет провел на планете и ему намного легче ориентироваться в сложившейся ситуации. Антон говорит, что ситуация, по его мнению, выходит из-под контроля, в стране открытый фашизм, ему все труднее спасать людей.

    Кроме того, его волнует доктор Будаха, которого Антон собирался отправить из государства, он куда-то пропал. Александр Васильевич дает ему совет стараться не вмешиваться, успокоиться, они просто наблюдают за происходящим. У Руматы есть слабое место — девушка Кира, его возлюбленная, чистая и непорочная, каких уже и нет на этой планете жестокости.

    Из семьи у нее отец и брат. Кира страшно за них переживает, потому что отец работает помощником писаря в суде, а брат участвует в работе серой армии, он постоянно нетрезв и мечтает всем перерезать глотки. Кира его боится. Чтобы уберечь возлюбленную, Румат приводит ее в дом и назначает управительницей делами… Article Tags:.

    Румата против Рэбы: тайная история «Трудно быть богом»

    Государство, в котором они находятся, называется Арканар, и оно должно развиваться без внешнего вмешательства. Таковы правила. Единственное, что позволено агентам с Земли, так это незаметное уведение общества от тех ошибок, которые когда-то совершил земляне.

    Трудно быть богом фильм (2013)

    Теперь же, в XXII веке, они научились жить без убийств и для них кровопролитие морально недопустимо. В Арканарском государстве правит король. За жизнью в государстве наблюдает землянин по имени Антон, на планете же он — дон Румат Эсторский, дворянин. То, что происходит в государстве повергает его в ужас. Верхушка жирует, народ нищенствует. Первая хитрость — научно-фантастическая завязка: земляне подчиняются зловещему и мутному предписанию не пользоваться своими знаниями и не воздействовать на окружающий мир, так что им приходится прикинуться просвещенными, но апатичными богами-аристократами и бродить по стране варваров — стране, где книги и искусство сжигают, грамотных людей убивают, а женщин подозрительно мало.

    Вторая хитрость в том, что фильм снял Герман, который создает свои фирменные ошеломительные, барочные и плотные мизансцены: длинные, как бы небрежно и тщательно выстроенные планы без склеек, а наложенные голоса и звуки ложатся друг на друга слоями, словно их бормочут лично для.

    Два этих приема закапывают развитие сюжета глубоко в исторический, культурный и социальный контекст его фильмов. Чтобы познакомиться с культурными особенностями, которые наполняют смыслом предыдущие фильмы Германа, в особенности два его громких шедевра «Мой друг Иван Лапшин» и «Хрусталев, машину! В каком-то смысле, благодаря обобщенной, аллегорической псевдо-историчности «Трудно быть богом» смотреть проще, и, тем не менее, этот узнаваемый, но всё же «новый» мир требует, чтобы мы глубоко разбирались в общественных структурах и культурной системе.

    Это в первую очередь первобытное погружение в грязное, отчаянное, развратное прошлое человечества, которое, как утверждает фильм, образованные люди не могли или не могут спасти от мрака — они вынуждены терпеливо пережидать медленную эволюцию раннего цивилизованного варварства. Во многих смыслах перед нами кино-собрат с трудом законченного и мрачного научно-фантастического фильма «На серебряной планете» Анджея Жулавского о том, как строить цивилизацию заново.

    Кровь, грязь, сосиски и внутренности в буквальном смысле летят в объектив, а кавалькада уродов и подлецов щурится друг на друга и на нас с подобострастием, раболепием и хитростью — и карнавал Бахтина становится бесконечным, а оттого безрадостным состоянием общества. Фильм — чудо мастерства воплощенного варварства. Дэниел Касман, Mubi Notebook Фильм начинается с закадрового текста, но забудьте о нарративе.

    Алексею Герману неинтересно рассказывать сюжеты. Вместо этого он погружает нас в Арканар буквально на несколько часов, пока в последние тридцать минут действия главного героя не обретут смысл сами по.

    Хотя подробности его плана так и не объясняются, вы поймете надежды Дона Руматы, его проблемы и отчаяние — и с восторгом возненавидите его ослиное упрямство. А еще вы почувствуете, что слишком долго пробыли в этом мире и вам нужно пару раз принять душ. Ведь «Трудно быть богом» заставит изваляться в грязи. Если при просмотре «Титаника» казалось, что вы на большом корабле, потому что за кадром всё время шумел двигатель, то здесь постоянное хлюпание перенесет вас в европейское Средневековье.

    Грязь, солома, дождь, дерьмо и телесные жидкости смешиваются друг с другом — и вот уже городские улицы Арканара покрыты поносом глубиной сантиметров десять. Камеру замечают все: прохожие орут в нее нечто невразумительное. Зрители могут только пытаться не сводить глаз с Дона Руматы как с ориентира, словно ребенок, который держится за родителей на шумном рынке.

    А еще вы будете отчаянно пытаться понять, кто из всех этих плюющих, орущих, толкающихся и нависающих типов враг, а кто — друг. Когда вы начнете узнавать группировки и расстановку сил, пройдет больше половины фильма. Но всё это погружение создает уникальное впечатление. Вы будете сочувствовать Дону Румате, когда очередной его тщательно продуманный план провалится, потому что какой-то кретин начал гражданскую войну, или когда одних уродов убирают вязание спицами шапочка-шлем для малыша и их тут же заменяют.

    В одном кадре Дон Румата освобождает раба — против правил, и ему самому это неудобно. Освобожденный несется в экстазе, через несколько секунд поскальзывается в грязи, разбивает себе голову и умирает.

    Всё, что может Дон Румата — это рассмеяться глупости и невезению. Например, сцена расправы с командиром серых отцом Цупиком — это конечно же, разгром штурмовиков Рэма и приход Гитлера к единоличной власти. Подано психологически очень тонко: Отец Цупик, зловеще усмехаясь, медленно поднялся. Из-за портьер выскочили трое людей, которых Румата меньше всего ожидал увидеть. Отец Цупик, по-видимому. Это были здоровенные монахи в черных рясах с клобуками, надвинутыми на .

    Трудно быть Богом

    Они быстро и бесшумно подскочили к отцу Цупику и взяли его за локти. Лицо его покрылось смертельной бледностью. Несомненно, он ожидал чего-то совсем другого. Дон Рэба сделал слабое движение рукой. Монахи приподняли отца Цупика и, все так же бесшумно ступая, вынесли за портьеры. А вот с положительными героями все плохо. Я первый раз читал повесть, когда мне было лет 18, то есть еще в период застоя.

    Но уже тогда положительные герои мне совсем такими не показались. Главный герой повести — дворянин Румата Эсторский он же прогрессор Антон. Начнем с того, что как и всем прогрессорамему запрещено убивать.

    «Трудно быть богом» - 1989 vs. 2013. Обзор «Красного Циника»

    Румата участвует в сотне с лишним дуэлей за несколько лет, и не убивает никого, так что дон Рэба обращает на это внимание. Выглядит не слишко достоверно.

    На кой черт внедряться под видом дворянина, если не можешь убивать. Есть чиновники, монахи, ремесленники.

    Кстати, в фильме Алексея Германа с одноименным названием Румата не убивает своих противников, но отрезает им уши, что выглядит более убедительно, но оставляет несколько садистское послевкусие. Ну а верный путь в понимании Стругацких — это конечно же, революция. В крайнем случае, крестьянское восстание.

    Что Румата честно и пытается сделать, но общество, увы, не готово. Еще Румата помогает ученым, стараясь ускорить научно технический прогресс прогрессор. Я первый раз прочел повесть лет в 18, еще во времена застоя. Но уже тогда мысли Руматы никакого сочувствия у меня не вызвали. Не нравилась мне идея, что благом для России было бы взятие власти, например, Емельяном Пугачевым.

    В лучшем случае была бы смена династии, как было не раз в Китае. Но повесть была написана в … Ну черт с ними, с попытками вызвать революцию. Гораздо бОльшая проблема, что сам Антон-Румата в течение повести ведет себя не как Бог и даже не как хороший разведчик. А как слабый рефлексирующий интеллигент.

    При этом с неимоверной гордыней — он же из общества будущего, из высшей касты Прогрессоров. К Арканарцам он относится как к братьям меньшим и неразумным. Смирения ни на грош, уважения к культуре, с которой он соприкоснулся. Вот фрагмент из диалога с ученым Будахом, в котором наш герой примеряет на себя роль Бога. А Стругацкие в лице Антона-Руматы полемизируют с основами буддийской философии имя Будах, похоже, не случайно.

    Неужели вы серьезно считаете этот мир совершенным? Мне многое не нравится в мире, многое я хотел бы видеть другим… Но что делать? В глазах высших сил совершенство выглядит иначе, чем в моих. Какой смысл дереву сетовать, что оно не может двигаться, хотя оно и радо было бы, наверное, бежать со всех ног от топора дровосека.

    Классическую и очень верную мысль высказывает Будах: В глазах высших сил совершенство выглядит иначе, чем в моих.


    В. Кикабидзе \



    Другие теги: приколы звук колесо горы камеры сказка чему снится приложение поделки ног

    1 Комментарии к “Трудно быть богом 1989

    1. Ответить
      Kaziramar - 30.10.2021

      Смотрел в плохом качестве, надо глянуть в нормальном.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Posts navigation

    1 2
    Scroll to top